Система коридорная...

В век победившей глобализации и прагматизма всё меньше остается барьеров и недружелюбных туземцев. Большую роль в этом играют возрождаемые трансконтинентальные коридоры: Великий шелковый путь и путь "из варяг в греки"




Европа и Азия всё более осознают своё континентальное единство. Ранее их разделяли великие степи, пустыни и горы, населенные недружелюбными кочевниками. Путешествовать там было по меньшей мере неуютно, и две оконечности континента – западная и восточная – контактировали в основном посредством моря. Существовали, конечно, и трансконтинентальные транспортные артерии – Великий шелковый путь, маршрут "из варяг в греки", но они походили на висячие мостики над пропастью, разделявшей очаги цивилизации. О какой-либо целостности континента речи не шло – и индейцы, и индийцы воспринимались в Европе как заморские жители. А большую часть минувшего, вполне цивилизованного века, ощутить свое единство Евразии мешали идеологические барьеры.

Теперь, в век победившей глобализации и прагматизма, всё меньше остается барьеров и недружелюбных туземцев. Континент из отдельных фрагментов срастается на глазах в некое лоскутное одеяло. Большую роль в этом играют возрождаемые трансконтинентальные коридоры.

Одним из основных проектов подобного рода является транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия (ТРАСЕКА). Соглашение о его создании было подписано в 1993 г. Европейским союзом и восемью странами Азии. По существу, он представляет собой возрождение одного из древних маршрутов Великого шелкового пути. Маршрут проходит через Черное море, грузинский порт Поти, Каспийское море, казахстанский порт Актау и далее через республики Центральной Азии и Китай до Юго-Восточной Азии. На всем его протяжении активно ведется строительство и реконструкция дорог, мостов, портов и прочей инфраструктуры. В финансировании проекта участвует Европейский банк реконструкции и развития, а также ряд финансовых корпораций. В настоящее время к программе ТРАСЕКА присоединилось уже около 20 стран.

Россия традиционно не разделяет радости своих южных соседей по СНГ по поводу возрождения Великого шелкового пути. Дело в том, что этот самый путь проходит мимо ее территории. Неудивительно поэтому, что к проекту ТРАСЕКА, как мухи к липкой ленте, тянутся все окрестные государства, которые по каким-либо причинам недовольны Россией и ее влиянием на Кавказе и в Центральной Азии. Конечно, было дело, что и саму Россию приглашали поучаствовать в ТРАСЕКА – кусочком своей территории на Черноморском побережье, но это не изменило бы сути дела: РФ не получает в рамках маршрута никакого влияния на трансконтинентальный транзитный поток.

У России, конечно, есть доставшееся ей царское наследство – Транссибирская железнодорожная магистраль, транспортный хребет, который напрямую связывает Тихий океан с Западной Европой. В перспективе (если удастся немного обуздать воинственного Ким Чен Ира) Транссиб может получить продление по Корейскому полуострову. Однако возможности этой магистрали ограничены, она нуждается в значительной модернизации, а главное – ей никак не охватить своими транспортными услугами юг Азии, Ближний и Средний Восток – весьма важные и перспективные регионы. И вот Россия, чтобы не остаться в долгу, возрождает еще один древний торговый маршрут – "из варяг в греки". Она взяла себе в партнеры еще одну страну, которую ТРАСЕКА обошла стороной, – Иран – и совместно с ним и с Индией организовала маршрут "Север-Юг". Международный транспортный коридор (МТК) с этим названием юридически существует с 16 мая 2002 года – после ратификации соответствующего соглашения – и проходит через Россию, Каспийское море, Иран и Аравийское море, связывая Европу и центральные регионы России с государствами Персидского залива и Индией. Проект МТК подразумевает использование железнодорожного и морского транспорта и рассчитан на перевалку 15-20 миллионов тонн грузов в год, которые в настоящее время транспортируются через Суэцкий канал. Согласно расчетам, МТК сократит время транспортировки на 10-15 суток.

Если говорить о взаимных преимуществах и недостатках обоих названных трансконтинентальных маршрутов, то следует прежде всего отметить, что они конкурируют друг с другом лишь отчасти, поскольку связывают с Европой разные регионы (ТРАСЕКА – Центральную и Восточную Азию, МТК "Север-Юг" – Средний Восток и Южную Азию), причем ТРАСЕКА получается более "дальнобойной". Однако в Каспийском регионе маршруты всё же пересекаются и составляют друг другу конкуренцию. На стороне европейского проекта – большие деньги и грандиозные перспективы, однако российско-иранский маршрут (в отличие от ТРАСЕКА) уже сейчас неплохо работает: согласно данным Минтранса РФ, в 2002 году по нему было перевезено более 7 млн. тонн транзитных грузов, что на 20% превысило результат 2001 года. В текущем году объемы грузоперевозок могут составить свыше 9 млн. тонн. МТК "Из варяг в греки" более стабилен, чем "Великий шелковый путь", поскольку проходит по территории лишь двух, достаточно предсказуемых, государств. Шелковый путь, увы, на деле далеко не "шелковый": там высокие транзитные тарифы, серьезные разногласия стран-участников, а местами просто небезопасно.

Однако Европа не теряет интереса к Великому шелковому – ей нужна надежная, "земная" связь с Азией, в том числе и с самой восточной ее частью. Нужен стабильный доступ к углеводородным ресурсам Каспийского региона. А это значит, что проект будет развиваться: значительная часть транспортной инфраструктуры стран Кавказа и Центральной Азии уже органично встроена в комплексную программу ТРАСЕКА. Таким образом, коридор будет расти не только вперед, но и в стороны.

Но Россия и тут не отстает со своими варягами и греками. Недавно она предложила Евросоюзу соединить ряда панъевропейских транспортных коридоров с МТК "Север-Юг". На международной транспортной конференции, прошедшей в начале мая в Брюсселе, было предложено продлить панъевропейский коридор №5 от Киева до Астрахани, тем самым связав Европу через Каспий с Ираном, Индией и странами Персидского залива. А панъевропейские коридоры №2 (Берлин – Варшава – Минск – Москва) и №9 (Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва) довести до Нижнего Новгорода с выходом на всё тот же МТК "Север-Юг". Эти предложения были встречены с интересом.

Что ж, Евразия велика, и переизбыток транспортных коммуникаций ей не грозит. Поэтому, по всей видимости, соперничество проектов ТРАСЕКА и "Север-Юг" окончится слиянием конкурентов. Вполне логично, что транспортный вектор "Запад-Восток" дополнится вектором "Север-Юг", а пересекутся они как раз на Каспийском море. Так что последователи Льва Гумилева получат шанс продолжить его историю, которая будет называться "Второе тысячелетие вокруг Каспия".

Выбор читателей