Сенаторы перестанут служить двум хозяевам

Совет Федерации, принимающий весьма символическое участие в законотворческом процессе, все больше сосредотачивается на решении кадровых проблем – как собственных, так и чужих




Сегодня Госдуме предстоит одобрить во втором чтении законопроект, окончательно разрывающий и без того не слишком прочную связь между российскими сенаторами и регионами, которые они представляют в верхней палате парламента. Особых проблем с этим не предвидится – на днях профильный комитет по конституционному законодательству и госстроительству уже дал инициативе "зеленый свет".

Если это произойдет, регионы потеряют право отзывать своих представителей из Совета Федерации (за исключением совсем уж формальных причин вроде смены сенатором гражданства). Зато председатель Совета Федерации такое право получит – в законе "О порядке формирования СФ" появится новый пункт о том, что полномочия сенатора могут быть прекращены "по мотивированному представлению председателя Совета Федерации". Таким образом, верхняя палата парламента все больше превращается в банальное госучреждение, где царит полное единоначалие.

На самом деле уже давно замечено, что Совет Федерации, принимающий весьма символическое участие в законотворческом процессе, все больше сосредотачивается на решении кадровых проблем – как собственных, так и чужих. В течение последнего года сенаторы брались за улучшение системы назначения руководства Счетной палаты, порядка формирования Квалификационной коллегии судей. Но более всего их, похоже, заботит собственный статус – например, одна из последних законодательных инициатив СФ содержит предложение дополнить перечень сенаторских полномочий такими новыми формами деятельности, как участие в работе межведомственных комиссий, межправительственных комиссий по сотрудничеству с иностранными государствами и коллегий федеральных органов исполнительной власти. Проще говоря, господам законодателям очень хочется поучаствовать в работе органов исполнительной власти. Причем не на общественных началах, а на самых что ни на есть законных. Однако этот номер все-таки оказался непроходным: как отмечается в заключении комитета по госстроительству Госдумы, формирование органов исполнительной власти является исключительной прерогативой правительства, и предоставление подобных полномочий сенаторам нарушило бы конституционный принцип разделения властей.

А вот мешать Миронову наводить порядок в своем "хозяйстве", судя по всему, коллеги-законодатели не станут. Сенаторы упирают на то, что бессистемный отзыв регионами мешает нормальной работе верхней палаты. По данным главы комиссии по регламенту Совета Федерации Николая Тулаева, за 2,5 года в СФ сменилось более половины состава, причем из 90 человек 60 были отозваны без внятных объяснений со стороны региональных властей. Впрочем, какие особенные объяснения нужны, если, например, на место отозванного орловского сенатора присылают Марину Рогачеву, дочь губернатора Егора Строева? Но самый большой скандал разгорелся минувшим летом вокруг попытки нижегородского губернатора Ходырева отозвать своего представителя в СФ Евгения Бушмина. Миронов активно вступился за своего главу бюджетного комитета – все-таки, профессионал. Нижегородский губернатор расценил это как ущемление своих прав: формальной причиной отзыва стало то, что Бушмин не в состоянии выбить финансовую помощь из федерального центра. Правда, злые языки утверждали, что губернатор просто намерен пристроить на хорошую должность "дорогого человечка".

Как бы то ни было, в ближайшее время сенаторы перестанут служить двум господам сразу и будут совершенно четко знать, кто хозяин. Правда – большой вопрос, пойдет ли это на пользу тем самым регионам, чьи интересы члены верхней палаты парламента все-таки должны представлять?

Выбор читателей