Гениальное зеркало русской действительности

Крупный специалист по русскому искусству XIX в. как-то заметил, что хотя в России было много хороших художников, настоящий мастер мирового уровня, сопоставимый с самыми великими живописцами прошлого, у нас всего один




Один крупный специалист по русскому искусству XIX в. как-то заметил, что хотя в России было много хороших художников, настоящий мастер мирового уровня, сопоставимый с самыми великими живописцами прошлого, у нас всего один: Валентин Серов.

Современник Константина Коровина, Михаила Врубеля, Исаака Левитана, Серов был одной из самых авторитетных фигур в художественной среде своего времени. Член Академии художеств, педагог Училища живописи, ваяния и зодчества, член попечительского совета Третьяковской галереи, участник множества выставок, он постоянно находился в самом центре художественной жизни и ее течений. Историк искусства и художник Александр Бенуа писал, что Серов "отразил в своем творчестве всю русскую действительность и ее историю".

Валентин Серов родился в Петербурге, в семье известного русского композитора и музыкального критика Александра Серова. В гимназии он проучился всего три года, и уже в 1878 г. поселился в Москве в доме Ильи Репина, который стал его учителем. Через два года Репин отправил подростка в Петербург, в Академию художеств к известному педагогу П.Чистякову. В 1985 г. Серов покинул Академию – его необычайный, многогранный талант явно не укладывался в рамки консервативного учебного заведения. Впоследствии он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Воспитал целую плеяду замечательных художников XX века: знаменитую серовскую школу прошли Н.Сапунова, И.Машков, П.Кузнецов, Н.Крымов, К.Петров-Водкин, С.Судейкин и многие другие.

Серов вошел в искусство сразу как сложившийся мастер. За что только ни брался этот необычайный художник – все выходило талантливо и на самом высшем уровне. За "Девочку с персиками" и "Девушку освещенную солнцем" Серова прозвали основоположником русского импрессионизма, за "Похищение Европы" и "Одиссея" – записали в родоначальники символизма. Именно Серову, с его врожденной чуткостью к процессам, происходившим в мировой живописи на рубеже ХIХ и ХХ вв., суждено было стать связующим звеном между классической живописью ХIХ столетия и новациями Серебряного века.

Но более всего Валентин Серов прославился как замечательный портретист. Даже в шикарных парадных портретах мастер умел тонко подметить и передать характер модели, будь то утонченная аристократка Орлова или известная драматическая актриса Комиссаржевская. Умел он и остроумно поддеть своих именитых заказчиков: как-то изобразил князя Юсупова, сидящим на диване с очаровательным мопсом на руках. Злые языки немедленно распустили слух, что художник нарочно использовал традиционный антураж женского портрета, ненавязчиво намекнув на нетрадиционную сексуальную ориентацию князя. "Меня ужасно интересует нечто, глубоко запрятанное в человеке", – говорил сам Валентин Александрович.

На выставке, посвященной 140-летию со дня рождения Валентина Серова, открывшейся в галерее "Дом Нащокина", представлено более 60 живописных и графических работ мастера из собрания российских провинциальных музеев, ГТГ, ГРМ, ГМИИ имени Пушкина и частных коллекций. Гвоздем программы считается скульптурный вариант знаменитого панно "Похищение Европы". Отдельную часть экспозиции занимают воспоминания, фотографии, письма и другие материалы, связанные с жизнью художника.

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей