Русский рисунок увидел свет

Собрание русской графики XVIII – первой половины XIX в. в ГМИИ имени Пушкина насчитывает свыше 1600 экспонатов и дает достаточно полное и целостное представление о развитии этого жанра искусства


Фото: museum.ru



Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина продолжает серию фондовых выставок, приуроченных к публикации фундаментального научного каталога музейного собрания. На этот раз очередь дошла до русской графики. Несмотря на то, что ГМИИ официально считается оплотом западноевропейского искусства, в его запасниках хранится более полутора тысяч рисунков лучших отечественных художников и иностранных мастеров, живших и работавших в России, причем качеству этого собрания может позавидовать даже Третьяковка.

Начало коллекции русского рисунка было положено ещё в Румянцевском музее, основанном в 1861 году. Благодаря пожертвованиям, уже к началу ХХ столетия Гравюрный кабинет обладал значительным собранием русского рисунка XVIII – первой половины XIX веков. Среди прочих даров особенно выделялась коллекция А.П. Клачкова, в состав которой входили рисунки И.С. Щедровского, Н.И. Уткина, А.Е. Егорова, А.О. Орловского и других мастеров.

После 1917 г., в период национализации частных и дворцовых коллекций, Музей обогатился изрядным количеством графических листов различных школ, среди которых попадались и рисунки русских художников XVIII – первой половины XIX веков. Так в Гравюрный кабинет попали акварели Дж.Кваренги, Ж.Ф. Тома де Томона, Ч.Камерона и Э.Лабруэ, рисунки Федора Толстого, К.Гампельна, П.Ф. Соколова, В.И. Гау. После закрытия Румянцевского музея в 1924 г. собрание рисунков делили буквально "по пятому пункту": лучшие куски отечественной графики определили в Третьяковку, зато все обрусевшие англичане, итальянцы и немцы и прочие представители русской школы, обладавшие подозрительными заморскими именами, были депортированы в ГМИИ.


Фото: museum.ru

Тогда же было решено, что впредь местный Гравюрный кабинет продолжит коллекционирование тех рисунков, которые исполнены художниками, работавшими в области печатной графики (хотя бы для того, чтобы оправдать свое наименование). Все это оказало роковое влияние на характер современного собрания рисунков русской школы Пушкинского музея и объясняет наличие в нем большого числа листов отдельных художников-графиков, много работавших в технике литографии (как Садовников или Орловский), или же, наоборот, почти полное отсутствие иных крупных имен.

Только в последние десятилетия прошлого века музею удалось разжиться высококачественной оригинальной графикой. Правда лучшая ее часть попала не в Гравюрный кабинет, а в только что основанный Музей личных коллекций. В 1987 г. известный ученый и коллекционер И.Зильберштейн передал будущему филиалу свое знаменитое собрание русских и западноевропейских мастеров XVI – начала ХХ века. Фонды музея пополнились рисунками таких крупных рисовальщиков, как И.А. Ерменёв, Г.И. Козлов, С.Ф. Щедрин, О.А. Кипренский, Александр Иванов, Андрей Иванов, П.А. Федотов, которые и подняли коллекцию русской графики на принципиально новый уровень.

Таким образом, любители рисунка смогут получить достаточно полное представление о русской графической культуре XVIII – первой половины XIX столетия. А посетители, обращающие внимание на оформление экспозиции, будут приятно удивлены невероятно стильным и элегантным дизайном, на который не так уж часто раскошеливаются в этих стенах. Кстати, многие произведения, до сих пор известные только специалистам, будут впервые представлены широкой публике.

Выставка продлится до 21 августа

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей