Живая труппа в поисках трупа

В Театре Наций сыграли комедию "Шведская спичка", соединив два не связанных между собою рассказа Чехова. Особенных изысков в спектакле нет, но полакомиться здоровой театральной пищей можно от души




В Театре Наций сыграли веселую молодежную комедию. Фарс-детектив "Шведская спичка" – постдипломная работа выпускников 2006 г. актерского курса известного педагога Олега Кудряшова. Режиссером выступил такой же молодой, как и вчерашние студенты, Никита Гриншпут, ловко соединив два не связанных между собою рассказа Чехова - о легкомысленной жене ("Супруга") и мнимом убийстве ("Шведская спичка"). Актеры подтвердили, что знают учебную программу отлично, но оценки ставить им вроде как уже поздновато. Особенных изысков в спектакле, правда, нет, но полакомиться здоровой театральной пищей можно от души.

Большинство звезд и звездочек выпуска более-менее при деле. Евгений Ткачук занят в "Федре. Золотой колос" Андрия Жолдака, Юлия Пересильд на пару с Евгением Мироновым в заглавных ролях у Кирилла Серебренникова в "Фигаро. События одного дня", Алексея Филимонова можно увидеть в "Горячем сердце" в театре на Малой Бронной, Наталья Ноздрина принята в труппу Et Cetera, Павел Акимкин плотно сотрудничает с Владимиром Панковым и его "Саундрамой". Но только у собранной, как прежде, группы сохраняется особая генетическая память и пробуждается потерянная поодиночке коллективная чувствительность - то, что позволяет создавать студийные в смысле не качества, а духа спектакли. Вот почему выпуски нередко стараются держаться вместе. Так образовалась, а недавно пополнилась труппа Льва Додина, появился Театр под руководством Петра Фоменко, готовится к переезду в специально построенное здание Студия театрального искусства Сергея Женовача. "Кудряши", у которых своего театра нет, и один на всех вряд ли уже будет, тоже связей не теряют. Собрались, пригласили опытную театральную художницу Ксению Шимановскую, да и напридумывали вместе всякие этюды, танцы, акробатические номера и забавные детали своим персонажам.

Следователь Чубиков (Евгений Ткачук), скажем, вычисляющий вместе с помощником (Романом Шаляпиным) по уликам преступника, в то время как "труп" давно сидит в сарае у своей любовницы, – важный, медлительный и основательный господин с заметным брюшком. Он никак не угонится за своим расторопной коллегой, отчего начинает на него нервно злиться, фыркать, пыхтеть и из любого удобного и неудобного положения кидаться в драку. А упав однажды, долго беспомощно болтает руками и ногами, похожий на здоровенного неповоротливого жука. Помощник Дюковский, напротив, полон неуемной энергии и выуживает фантастические (иногда совпадающие с правдой) истории из каждой обнаруженной улики. Он самозабвенно и увлеченно восстанавливает обстоятельства дела, запрыгивая на стол, падая на пол или скача на воображаемой лошади. Хитрая жена (Юлия Пересильд), спрятавшая любовника от сурового мужа, появляется только в последние десять минут. Она щеголяет по сцене в кружевных панталонах и корсете, неуверенно подпевает собравшемуся за ее спиной оркестрику. А потом вдруг решительно начинает колоть дрова огромным топором, всем своим поведением доказывая свою невиновность и непричастность не только к уголовному, но и к моральному преступлению.

В качестве декораций – панно по периметру сцены с фрагментами европейской портретной и пейзажной классики, лампы и стол с парой стульев. Вначале луч света выхватывает то танцовщиц Дега, то жестко обведенные контуром фигуры Тулуз-Лотрека, то живописные вихри Ван Гога. Собственно, и позже спектакль строится именно так же: вспышка, смешная сочная сценка, темнота, а после – почти не связанная с предыдущей новая ситуация для импровизации и дуракаваляния. Все они рассчитаны на зрительский смех, но не все добиваются поставленной цели. Павел Акимкин, изображая Данилку, одного из эпизодических персонажей, наигрывает какую-то мелодию на гармони и зачем-то старательно косит глазами. Роман Шаляпин, вмиг перевоплощаясь из красавца-сыщика в Ефрема, накидывает шубу, повязывает на подбородок бороду и для чего-то садится на корточки и неуклюже переваливается по сцене, намекая то ли на старость, то ли на склонность к причудам, то ли на физический изъян своего героя. Елена Лабутина в роли деревенской бабы, голося зачин истории и давая некоторые комментарии по ходу, начинает почему-то кричать и грозно сверкать глазами, очень натурально, но несколько неуместно.

Однако это все, как говорится в дипломных рецензиях, мелкие замечания, которые на общее качество работы не влияют. К чему, правда, "кудряшам" второй студенческий диплом, бог знает. По-моему, уже пора браться за кандидатскую.

Выбор читателей