Первыми рыжими были неандертальцы

В результате анализа ДНК останков неандертальцев международная группа ученых пришла к выводу, что первыми рыжеволосыми человекоподобными существами были представители тупиковой ветви эволюции

Бытует мнение, что естественный рыжий цвет волос появился в Северной Европе несколько тысяч лет назад в результате мутации особого гена MC1R. Откуда он взялся и почему произошло такое изменение? Ответы на эти вопросы получила международная группа исследователей главе с профессором генетики из университета Барселоны Карлесом Лалуезой-Фоксом: оказывается, первыми рыжеволосыми человекоподобными существами были... неандертальцы, а сама мутация объясняется стремлением организма увеличить синтез витамина D при недостатке солнечного света.

К такому выводу специалисты пришли в результате анализа ДНК останков двух неандертальцев, найденных в Италии и Испании. В ходе исследования ученые извлекли из них пресловутый ген, который отвечает за выработку белка, регулирующего интенсивность синтеза меланинов - пигментов черного или коричневого цветов, определяющих цвет кожи.

"Мы обнаружили у них разновидность MC1R, которая не присутствует у современных людей, но вызывает при этом эффект рыжих волос", - пишет автор исследования на страницах журнала Science. По словам ученого, как только первые люди пришли в Европу из Африки 40 тыс. лет назад, у них произошла мутация этого гена ввиду отсутствия сильного ультрафиолетового излучения, и по Старому Свету стали распространяться бледнолицые и рыжеволосые Homo Sapiens. Аналогичный механизм был запущен и у неандертальцев, причем совершенно независимо от человека. Однако увеличение синтеза витамина D у людей оказалось куда заметнее, что дало им определенное преимущество перед гоминидами в северных краях.

"Наша работа походила на поиски иголки в стоге сена, - рассказывает Лалуеза-Фокс о своем исследовании. Я не мог поверить, что с первого раза нам удалось извлечь этот ген. Я попросил своих коллег проделать то же самое. В итоге его разновидность была найдена в останках еще двух неандертальцев в трех различных лабораториях". Вместе с тем ученый отмечает, что рыжими волосами гоминиды не ограничивались. "Судя по всему, у неандертальцев был весь цветовой диапазон, который мы сегодня наблюдаем у европейцев, - от темного до блондинистого и рыжего", - считает исследователь.

Что же касается отличия разновидностей гена MC1R у людей и неандертальцев, то, по словам ученого, это доказывает, что между гоминидами и Homo Sapiens, вопреки представлению некоторых исследователей, не было интимных связей, и что первые не являются прямыми предками последних. "Это чрезвычайно интересное исследование, - комментирует работу ученых директор Гибралтарского музея Клайв Финлейсон. - Оно приближает нас к пониманию того, кем же на самом деле были неандертальцы. Дальнейшее изучение их генотипа, безусловно, даст современной науке намного больше интересной информации, так что это исследование - всего лишь верхушка огромного айсберга".