ВВП берет курс на выборы

Владимир Путин непринужденно перехватывает у президента Медведева модернизационные лозунги. Единственный вопрос, который остается висеть в воздухе, – за кого, собственно, он агитирует?




Удвоить ВВП на душу населения в ближайшие десять лет и создать 25 млн рабочих мест за пятнадцать – такие амбициозные цели премьер Владимир Путин поставил перед национальной экономикой, выступая на VII ежегодном бизнес-форуме "Деловой России". Политический подтекст подобных установок легко читаем: к выборам государство и бизнес должны объединить усилия в едином модернизационном порыве. Премьер прямо предлагает бизнесу использовать возможности "Единой России", которая уже "является действующим политическим инструментом", а также "дать возможность другим политическим движениям, партиям и общественным организациям, объединениям предпринимателей и профсоюзов вводить свои идеи и доводить своих людей – носителей этих идей в муниципальные, региональные и федеральные органы власти" – прежде всего, в Госдуму.

Взамен власть обещает бизнесу снижение ставки страховых взносов, против чего правительство до сих пор решительно возражало ("сейчас не готов сказать об окончательных параметрах, но это консолидированная позиция в правительстве с администрацией президента, с президентом – мы все исходим из того, что сделать это нужно", признал вчера Путин) и ограничение роста тарифов естественных монополий.

А днем ранее Владимир Путин провел презентацию Агентства стратегических инициатив (АСИ) – под непосредственным патронажем премьера оно будет заниматься поддержкой предпринимателей.

Предвыборный характер мероприятий очевиден, электоральная цель, которую преследует Путин, тоже – это малый и средний бизнес. Премьер непринужденно перехватывает у президента Медведева модернизационные лозунги. Единственный вопрос, который остается висеть в воздухе – за кого, собственно, он агитирует?

Формально в повестке дня – парламентские выборы, и "Единой России" предстоит побороться за либеральный электорат – особенно с учетом появления на горизонте новых правых, обретших долгожданного лидера.

С другой стороны, Путин инициировал создание мощной политической коалиции (кстати, о создании Народного фронта и АСИ было объявлено одновременно), а его выступление на форуме "Деловой России" можно считать презентацией экономической программы следующего правительства. Все вместе выглядит как заявка на участие в президентских выборах. А призыв удвоить ВВП так просто вызывает дежавю: в 2003 г., будучи президентом России еще в первый раз, Путин уже ставил перед страной такую задачу, и с этим лозунгом шел на второй срок. Тогдашний глава МЭРТ Герман Греф сразу предупредил: нереально. Тогдашний глава правительства Михаил Фрадков уговаривал: "Надо!" И все "нулевые" страна с напряжением следила: получится ли? Не сдюжили – по оценкам аудиторской компании ФБК*, с 2001-го по 2010 г. реальный ВВП РФ вырос на 59,2%, а задача "удвоение ВВП до 2010 года" заняла почетное место в ряду таких целей, как построение коммунизма к 1980 г. и отдельная квартира каждой семье к 2000-му.

Зачем, спрашивается, было реанимировать провальный лозунг прошлых лет? На самом деле есть нюанс. В этот раз премьер заговорил не просто об удвоении ВВП, а об удвоении ВВП на душу населения. Если оценивать ВВП по паритету покупательной способности, добиться удвоения все-таки удалось: в 2002 г. этот показатель был на уровне $8000 на душу населения, в 2009 г – уже $18900. То есть новая цель – поднять показатели с сегодняшних $19700 к отметке $35000 и выше – вполне реальна. По крайней мере, при благоприятной экономической конъюнктуре. Впрочем, предвыборные лозунги обычно не рассчитаны на то, чтобы передавать нюансы. Возможно, расчет делается просто на ностальгию по "тучным нулевым" и стабильности: чем дольше тандем держит паузу, отказываясь выдвинуть кандидата, тем сильнее трясет бюрократическую систему.


Обсудить на Facebook

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей