Всеволод Чаплин: "кровавого воскресенья" допустить нельзя

Протоиерей Всеволод Чаплин ответил на вопросы читателей "Yтра" в режиме онлайн. Он предостерег об опасности стирания разницы между мужчиной и женщиной и посоветовал властям вести диалог с реально озабоченными группами населения


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата - протоиерей Всеволод Чаплин - ответил на вопросы читателей "Yтра" в режиме онлайн. Круг обсуждаемых тем был весьма широк - от стирания разницы между мужчиной и женщиной до значения "кровавого воскресенья" в истории России.

Мы не должны повторить события 9 января 1905 г., призвал Всеволод Чаплин. По его словам, тогда люди шли с разумными требованиями, пусть наивными и отчасти нереалистичными, но вместо диалога с властью получилась кровавая бойня.

"Кто первый начал стрелять - до сих пор вопрос открытый. Думаю, что он не получит ответа никогда. Как не получит ответа вопрос, кто первый начал стрелять у Белого дома в 1993 году. Но и 1905-й, и 1993-й годы ясно нам говорят: нужно вести диалог с реально озабоченными группами населения и одновременно проявлять жесткость по отношению к идейным, политическим или информационным провокациям", - выразил уверенность протоиерей.

Например, по его мнению, тогдашние лозунги и карикатуры в оппозиционной печати весьма похожи на сегодняшние блоги: "Минимум конструктивных предложений, максимум ненависти, лозунги "Долой буржуев!" и "Долой царя!". Эпиграммы и картинки, не лишенные остроумия, но очень "удачно" разжигающие вражду. Чем все это кончилось, мы знаем. В 1905-м власти дали жесткий силовой ответ, но сражение за умы проиграли. И все это кончилось кошмаром 17-го и многомилионными жертвами".

Также Всеволод Чаплин затронул тему современной политической системы и передачи/выборности власти. РПЦ настаивает, чтобы решение о передаче власти, которое, конечно, должно получить еще поддержку в ходе выборов, было принято в дружеском духе, без соперничества, что является проявлением высокой нравственности в политике.

По словам протоиерея, РПЦ отдает предпочтение более ранним системам государственного устройства - судейству и монархии: "Я не уверен, что монархия или судейство легко воспроизводимы в современном российском обществе, но я надеюсь, что в нем будет постепенно побеждать политическая культура, предполагающая не вечное противостояние партий и кандидатов, а симфонию и единство народа и власти, большее участие в политическом процессе тех народных слоев, которые сегодня мало представлены в структуре политических партий - крестьянство, индустриальные рабочие, пенсионеры, военные, интеллигенция".

Кроме того, в ходе онлайн-интервью Всеволод Чаплин подвел итог почти 40-дневного пребывания Пояса Богородицы в России, дал свое объяснение невиданному ажиотажу вокруг паломничества москвичей и гостей столицы к привезенной с горы Афон христианской реликвии и рассказал, кто проходил в храм Христа Спасителя по VIP-пропускам.

В очередях не стояли, рассказал Всеволод Чаплин, епископы, священники, церковные труженики из разных приходов и монастырей, маленькие дети, очень пожилые люди, инвалиды, церковные благодетели и "очень занятые люди". "Да, церковь по-особому относится к тем, кто особенно трудится во славу Божию, к труженикам храмов и монастырей, к пастырям и епископам, к тем, кто трудится на особо интенсивном государственном или военном поприще, не оставляющем ни часу личного времени, к людям, не могущим подойти к святыне из-за малого или пожилого возраста, - пояснил священнослужитель. - Ничего греховного в этом я не вижу. Равенство - это слово из политического лексикона последних двух - трех веков, а не из церковного".

Однако многие люди, прошедшие "облегченным путем", жалели об отсутствии времени постоять в очереди. "Я помогал пройти одному человеку, который проводит на работе все время, кроме времени сна, и не мог бы очередь отстоять. Он долго сопротивлялся и говорил: "Какое право я имею идти, если не отстою очередь, а отстоять не могу, значит, не пойду". Все-таки я его уговорил пойти. Те, кто взял на себя духовный и телесный подвиг в очереди, получит и уже получает свою награду. Тех, кто отстоять не смог почему-то, Божья Матерь тоже приняла. Тех, кто по немощности или занятости не пришел, она тоже услышала", - подытожил Всеволод Чаплин.

Еще одна животрепещущая тема - это внешний вид женщин. Протоиерей предупредил, что тенденция последних лет (стирание разницы между мужчиной и женщиной) очень опасна. Но приучать общество к более достойной одежде нужно постепенно и ни в коем случае нельзя выгонять из храма женщин, пришедших в брюках и без головного убора.

"Когда в древние века церковь говорила о недопустимости ношения мужчинами женской одежды, а женщинами - мужской, это относилось к тем зрелищам и манерам, которые в языческом мире были тесно связаны с половыми извращениями", - вспомнил священник и добавил, что если сейчас женщина ходит в брюках, специально пошитых для женщин, то это не трансвестизм, но все-таки, согласно Писанию, представительницы прекрасного пола должны носить ниспадающую одежду и покрывать голову.

Читатели "Yтра" также интересовались, как современная Православная церковь относится к светским наукам. Оказалось, что никакого противоречия между естественными науками и религией нет, "у них просто разные сферы и способы познания", а вот с гуманитарными науками все гораздо сложнее. "Многие из них пытались занять место религии и объяснить все стороны жизни личности и общества с исключительно материалистических позиций", - отметил священнослужитель.

Ответить:

Выбор читателей