В президенты Египта выдвинули хитреца

Политическая программа кандидата в президенты от "Братьев-мусульман" нацелена на международную аудиторию. Хайрат аль-Шатир хорошо знает болевые точки и, что важнее, "заморочки" либеральных кругов на Западе


ФОТО: AFP / HO / HAMAS



Некоторым обещаниям не стоит верить. Например, если девушка громко клянется, что никогда, ни за что на свете не собирается выходить замуж – можно быть уверенными в том, что весь жар этих уверений, скорее всего, направлен на конкретного мужчину, до которого когда-то должно уже дойти, что его задача – попросить как следует. Примерно то же самое получается с клятвами "Братьев-мусульман", которые никогда, ни за что, ни в коем случае не собирались идти в политику. Упс – и внезапно у них оказалось парламентское большинство, а затем из теплого египетского воздуха нарисовался кандидат в президенты.

62-летний Хайрат аль-Шатир хорошо известен в Египте и за его пределами. Его фамилия переводится как "резвый" или "хитрый". Это успешный бизнесмен, владелец довольно крупного состояния, уцелевшего после целого ряда конфискаций, проведенных предыдущим режимом. Аль-Шатир – дипломированный инженер, менеджер, специалист по западной банковской системе, а также теологии. У него десять детей и интересная политическая карьера. Оппозиционером он стал еще в молодые годы, придерживаясь левых взглядов. Затем прибился к "Братьям", быстро поднявшись вверх в их иерархии. Правда за это приходилось платить регулярными отсидками, но в его случае это, скорее, было плюсом.

Важно обратить внимание на то, что его политическая программа нацелена на международную аудиторию: несмотря на свою принадлежность к радикальной исламистской организации, аль-Шатир заявляет о приверженности демократическим ценностям. Это позволяет ему умело разыгрывать карту своего длительного политического заключения и представлять миру дело так, будто он провел в тюрьме 12 лет за диссидентство при тирании, а не за активное участие в запрещенной в стране исламистской организации.

Хайрат аль-Шатир очень хорошо знает все болевые точки и, что важнее, "заморочки" либеральных кругов на Западе, которым можно продать практически что угодно под соусом "демократизации" и "либерализации" с легкой щепоткой переработанного марксизма. Благо большинство глав МИД стран Запада в юности увлекались теми же играми, и многие из них до сих пор не "доболели", видя где попало Нельсонов Мандел. Именно поэтому аль-Шатиру удается довольно легко "втюхивать" руководству Международного валютного фонда идею выделения будущим властям Египта $3,2 млрд, чтобы Страна фараонов не сильно провалилась... ну, в смысле, "бедность порождает экстремизм", а денежными вливаниями его можно временно остановить. И при этом периодически напоминает, что желания простого египетского дехканина надо уважать. А хочет этот дехканин власти исламского закона.

Выход аль-Шатира из рядов "Братьев" с целью участия в президентском забеге служит при этом еще одной цели. Теперь ему, как "бывшему" заместителю главы руководства организации, будет легче общаться с официальными представителями тех стран, которые все еще считают "Братьев" террористической организацией. А это, в том числе, Россия – согласно решению Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года.

Нельзя сказать, чтобы выдвижение аль-Шатира вызвало восторги в самом "Братстве". Один из высокопоставленных членов организации, Камаль Хелбави, заявил о своем выходе из числа "Братьев-мусульман" прямо во время телевизионного ток-шоу, подчеркнув, что он разочарован тем, что эта группа начала поиск пути к власти теми же методами, что и Национальная демократическая партия, во главе которой стоял Хосни Мубарак. Молодежная группа "Братьев-мусульман" также выступила против аль-Шатира, о чем, по привычке египетских революционеров, обильно отписалась в Facebook.

Выбор читателей