Гастарбайтеры будут на вес золота

Развитые страны по-прежнему изо всех сил сопротивляются наплыву нежелательных гостей. Однако, основательно подсев на труд гастарбайтеров, им уже никуда от них не деться


Фото: ИТАР-ТАСС



В мире постепенно меняется отношение к иммигрантам. Если еще недавно преобладало недовольство большим количеством приезжих и стремление всеми способами ограничить въезд, то теперь начинается борьба за иностранные рабочие руки. Особенно за те, к которым прилагается хоть какая-то квалификация.

Стареющие развитые страны, несмотря на свою жесткую миграционную политику, давно подсели на дешевый труд гастарбайтеров. В Евросоюзе число нелегальных иммигрантов оценивается в два – четыре миллиона, легальных – на порядок больше. В одной только Германии живут более семи миллионов человек, имеющих иностранное гражданство, причем за прошлый год въехало на 340 тысяч человек больше, чем уехало. Что, кстати, обеспечило прирост населения в этой богатой, но вымирающей стране (коренное население продолжает сокращаться). Конечно, культурная однородность общества при таких тенденциях уже недостижима. Так, мусульманская община в Германии – в основном, выходцы из Турции – насчитывает порядка 4,5 миллиона человек, или 5,5% населения. В ФРГ активно едут также "бедные родственники по Евросоюзу" – болгары и румыны, у которых на родине средняя зарплата меньше, чем здесь пособие по безработице. Из-за этого, кстати, Болгарию и Румынию притормозили на пороге Шенгенской зоны.

Развитые страны по-прежнему изо всех сил сопротивляются наплыву нежелательных гостей. Последним примером стала объявленная в конце марта британским премьер-министром Дэвидом Кэмероном война "туристам за пособиями": Лондон ужесточил правила для тех, кто хочет въехать в страну в надежде на лучшую жизнь. Чуть раньше Еврокомиссия анонсировала проект "умные границы", который предполагает автоматизацию пограничного контроля в ЕС и взятие отпечатков пальцев у каждого въезжающего. Таким образом, власти Старого Света хотят отсечь "миграционный балласт" – тех, кто приезжает без квалификации, да и вообще желания работать.

Однако работящих мигрантов там, в принципе, ждут – как не очень удобное, но необходимое подспорье в экономике. Они – особенно нелегалы – снижают издержки на рабочую силу, повышая тем самым конкурентоспособность продукции. А многие виды деятельности – уборка, погрузка, уход за престарелыми – без них уже просто немыслимы. И все же особенно ценятся приезжие работники с высокой квалификацией. Ведь если какой-либо стране удалось "переманить" такого кадра из-за границы, значит, она сэкономила на его образовании. А возможно, сэкономит и на оплате труда – если он родом из небогатого государства.

Первыми это поняли США: со времен Второй мировой войны они остаются абсолютным чемпионом в глобальном соревновании за квалифицированную рабочую силу и "мозги". Европа сейчас изо всех сил стремится перехватить инициативу: в 2009 г. ЕС принял директиву "об условиях въезда и пребывания граждан третьих стран с целью осуществления высококвалифицированной трудовой деятельности". Эта директива предусматривает предоставление нужным специалистам "Синей карты ЕС" – она дает право работать на конкретном предприятии в Европе в течение четырех лет.

Германия лишь в прошлом году внесла в свое миграционное законодательство изменения в соответствии с упомянутой директивой ЕС – и теперь очень жалеет, что так долго тормозила с этим делом: нехватка определенных специалистов стала просто катастрофической. В ФРГ ощущается острый дефицит работников в сфере естественных наук, а также инженеров, программистов и социальных работников по уходу за престарелыми – ничего не поделаешь, общество стареет. А по мере дальнейшего увеличения относительного числа пенсионеров будет возрастать потребность в рабочих руках любой квалификации. Мало того, что сокращается количество людей работоспособного возраста, так еще и продолжительность жизни увеличивается. Например, в США доля долгожителей за последние 30 лет возросла на две трети; а во Франции люди старше 65 лет составляют 17,5% населения.

Так что постепенно подход к иммигрантам меняется. Одновременно с "умными границами" ЕС запускает другую программу – она должна облегчить условия въезда и проживания на территории союза студентов и научных работников из третьих стран. Например, студентам будет предоставлено право подрабатывать большее количество часов в неделю, чем раньше. Привлекая студентов, Европа хочет "омолодить" свою интеллектуальную элиту за счет других стран.

Однако дальше наступят еще более интересные времена – когда в трудовых мигрантах будет нуждаться... Китай. Проводимая на протяжении десятилетий политика "один ребенок в семье" создала потенциальную демографическую яму невиданного масштаба, в которую страна уже начинает скатываться. Так, если в 2000 г. доля людей старше 60 лет в КНР составляла 10%, то в прошлом году она превысила 14%, а в нынешнем – приблизится к 15%. Таким образом, довольно скоро во второй по величине экономике мира будет ощущаться нехватка трудовых ресурсов во всех сферах. И если рабочие руки еще можно будет найти (например, в Африке), то за квалифицированных специалистов Китаю придется сражаться на мировом трудовом рынке. Вот когда конкуренция на нем достигнет апогея!

Что касается России, у нас иммиграция практически не регулируется по профессиональному признаку. Регионы подают заявки на абсолютное число требуемых рабочих рук (судя по ним, получается, что экономике нужно всего-то 1,7 миллиона человек), и эти цифры никак не привязываются к квалификации работников. Во всемирном "состязании за умы" РФ до сих пор в минусе: страну покидает большее число высококлассных специалистов и научных работников, чем приезжает. Так, по данным "Левада-центра", на ПМЖ в другие страны ежегодно уезжают порядка 50 тысяч человек, причем доля людей с высшим образованием среди них втрое превышает средний уровень по стране. Отмена визового режима с ЕС, за которую так борется Россия, приведет к еще более активной утечке людей. Зато стареющая Европа получит свежее демографическое вливание.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей