Российский речфлот состоит в основном из "Булгарий"

Степень износа речного транспорта превысила 83%. Если так пойдет и дальше, российские речные пути скоро просто опустеют


Фото из архива ИТАР-ТАСС



Степень износа речного транспорта в России к началу 2013 г. превысила 83%. К такому выводу пришла Счетная палата, проверив эффективность использования выделенных на поддержку внутреннего водного транспорта бюджетных средств. Оказалось, что большинство действующих судоходных гидротехнических сооружений было введено в эксплуатацию 50 – 70 лет назад. Закономерно, что с каждым годом их состояние ухудшается: если в 2010 г. в работоспособном состоянии находилось 26,9% таких сооружений, то в прошлом году – 24,1%. Иными словами, меньше четверти.

Если так пойдет и дальше, российские речные пути скоро просто опустеют. Но это полбеды. Главное, то, что еще худо-бедно держится на плаву, несет потенциальную угрозу людям, оказавшимся на борту. Ухудшение технического состояния судов привело в последние годы к снижению уровня безопасности при их эксплуатации и росту риска возникновения чрезвычайных ситуаций, отмечают аудиторы. За примерами далеко ходить не надо: еще свежи воспоминания о катастрофе "Булгарии" 10 июля 2011 г., унесшей жизни 122 человек.

В Счетной палате также отметили, что за последнее время увеличилась протяженность внутренних водных путей – с 34,6 тыс. км до почти 50 тыс. километров. Это привело к снижению эксплуатационных возможностей речного флота и падению спроса на перевозки грузов внутренним водным транспортом. Речники не выдерживают конкуренции с железнодорожниками. При этом существует и острейшая кадровая проблема – организации, подведомственные Росморречфлоту, недоукомплектованы на четверть.

Строительство речных судов – дело дорогое. Без помощи государства здесь не обойтись. На этой неделе Минтранс обнародовал стратегию развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 года. Она предусматривает инвестиции в размере 2,26 трлн рублей. При этом из федерального бюджета планируется получить 1,05 трлн руб., из бюджетов субъектов РФ – 13 млрд, а еще 1,2 трлн – привлечь из внебюджетных источников.

Стратегия включает три основных этапа. Первый предполагает устранение участков, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части РФ и развитие портовой инфраструктуры на внутренних водных путях международного значения. Кроме того, ожидается реконструкция судоходных гидротехнических сооружений, пассажирских вокзалов и строительство грузового и пассажирского флота. Все это – до 2018 года.

На втором этапе (2019 – 2025 гг.) будут осуществлены крупные инвестиционные проекты по развитию инфраструктуры внутренних водных путей. Реализация мер господдержки судоходства и судостроения приведет к ускоренному обновлению грузового и пассажирского флота, повышению конкурентоспособности и рентабельности судоходного бизнеса.

Наконец, третий этап (2026 – 2030 гг.) будет связан с кардинальным изменением позиции внутреннего водного транспорта в транспортной системе. Его уровень должен будет соответствовать потребностям перспективного социально-экономического развития всех регионов.

Авторы документы надеются, что господдержка судостроения и судоходства позволит создать современный транспортный флот, средний возраст которого в 2030 г. составит 21,8 года.

Напомним, Россия имеет самую протяженную в мире сеть внутренних водных путей – 101,3 тыс. километров. Расположенные на них 723 судоходных гидротехнических сооружения являются федеральной собственностью. А большинство перевозок грузов и пассажиров выполнят частные компании. Сейчас на учете в Речном регистре состоит 13022 грузовых и пассажирских судна. На российских реках функционирует более 130 портов.

Ответить:

новости партнеров

Новости партнеров

Загрузка...

Выбор читателей