Украинская революция пожирает своих детей

Вероятность срыва выборов и перехода к силовому сценарию можно было бы расценивать как очень высокую, если бы не сдерживающий фактор в лице Запада


Тренировка "Национальной гвардии" на базе МВД Украины под Киевом
Фото: Michal Burza/ ZUMAPRESS.com/ Global Look Press



На Майдане Незалежности в Киеве с 6 апреля ввели комендантский час. Казалось бы, пресловутая "незалежность" и ограничение на передвижения по символизирующей ее площади, хотя бы и с часу ночи до пяти утра, плохо сочетаются. Однако же теперь на Майдане, судя по всему, будут и патрули, и выборочные проверки документов. Официально объявлено, что "меры приняты ради обеспечения безопасности, спокойствия и права на отдых жителей". Но больше похоже на то, что стихийно сформировавшиеся во время противостояния с правоохранительными органами полувоенные формирования и их лидеры начинают выяснять: кто главнее.

Сейчас конгломерат сил самообороны сильно напоминает где-то более, а где-то менее сплоченные незаконные вооруженные формирования под руководством "полевых командиров" (их принято называть сотниками). Разумеется, рано или поздно один из них в любом случае прижал бы "к ногтю" остальных подельников-соперников. Но никому не подконтрольные отряды вооруженных боевиков на улицах Киева представляют собой серьезную проблему вот прямо сейчас – в том числе и для лидеров оппозиции, которые должны продемонстрировать владение ситуацией. В противном случае они никак не могут претендовать на помощь Запада. Это новым властям Украины достаточно четко дали понять, взять хотя бы недавнее заявление глав МИД Германии, Франции и Польши с требованием "дистанцироваться от экстремистских группировок и восстановить государственную монополию на использование силы".

Скоропостижная ликвидация Александра Музычко (Саши Белого), считавшегося одним из героев Майдана, и принятое Радой постановление о немедленном разоружении "Правого сектора*" вполне укладываются в эту логику. Радикалы-националисты были нужны для организации переворота, но теперь они становятся помехой. А то, что еще недавно считалась народным протестом, внезапно превращается в "массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием и другими противоправными действиями" – по крайней мере, когда речь идет о выступлениях на юго-востоке Украины. Организаторам и подстрекателям грозит от 5 до 8 лет лишения свободы, напоминает МВД Украины, обещая "жесткий подход" ко всем, кто "непосредственно ведет нападение на государственные здания, на правоохранителей".

Задержка за малым: "жесткий подход" подразумевает наличие силы, а с этим у нынешних украинских лидеров большие проблемы. Развал государственного аппарата зашел так далеко, что легальные силовые структуры точкой опоры служить не могут: их сотрудники деморализованы и предпочитают саботировать приказы, не вмешиваясь в происходящее. Попытка создать "Национальную гвардию", смешав в одном флаконе вчерашних милиционеров и сегодняшних боевиков с Майдана, выглядит не слишком убедительно. Уже сам по себе контроль за этой пестрой взвесью представляет достаточно серьезную проблему для нынешних руководителей.

Если бы перед ними стояла одна задача – подавить сопротивление в юго-восточных регионах страны, то к этому можно было бы идти традиционным путем: разыгрывая антироссийскую карту. Однако острая конкуренция в лагере победителей в преддверии президентских выборов не способствует консолидации различных силовых групп – скорее напротив, выступает дополнительным дестабилизирующим фактором, нагнетающим "военную истерию". Майдан, как и любая революция, начинает пожирать сам себя. Вероятность срыва выборов и перехода к силовому сценарию можно было бы расценивать как очень высокую, если бы не сдерживающий фактор в лице Запада, который вряд ли примет на баланс столь взрывоопасный политический актив.]


Обсудить на Facebook

Украинское противостояние. ФОТО, ВИДЕО, рассказы очевидцев

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей