Шутки ученых сводят мир с ума

Принято считать, что ученые - люди замкнутые, суровые и, непременно, зануды. К счастью, это неправда: среди научных умов очень часто можно встретить крайне веселых людей, которые шутят весьма остроумно

Принято считать, что ученые - люди замкнутые, суровые и, непременно, зануды. К счастью, это неправда: среди научных умов очень часто можно встретить крайне веселых людей, которые не просто шутят, а делают это замысловато и весьма остроумно, и, главное, очень любят пошутить. О чувстве юмора Эйнштейна и Ландау, например, до сих пор ходят легенды и даже написаны целые книги. А научные журналы? Они же первые, кто с удовольствием вводит людей в заблуждение, публикуя на своих страницах самые невероятные и безумные небылицы. И вот что забавно, народ-то им верит. Видимо, не зря Альберт Эйнштейн утверждал: "Есть только две бесконечные вещи - Вселенная и человеческая глупость, причем насчет Вселенной я не уверен".

В 1998 г. журнал New Mexicans for Science and Reason сообщил, что власти американского штата Алабама собираются округлить значение числа "Пи" с 3.1415926 до 3.0, то есть до библейского его значения, угодного Богу. Новость подхватили моментально, она перекочевала в интернет, а оттуда разошлась по всему миру. В следующие несколько дней власти Алабамы получили сотни и сотни писем и звонков от разгневанных читателей. Что свидетельствует о том, что шутка удалась.

В 1990 г. 1 апреля прославился российский журнал "Современник", опубликовавший исследование с доказательствами о том, что поэта Александра Блока никогда не существовало. Полемика и дискуссии на эту тему велись в течение нескольких месяцев, не помогло даже признание (на страницах журнала) в том, что это была шутка.

Как-то 1 апреля американские ученые сообщили, что нашли в Монтане скелет тираннозавра, добыли из него молекулы ДНК и затем клонировали. Местонахождение чудища, выращенного в пробирке, тщательно скрывается властями, но уже сейчас известно, что на его пропитание и дальнейшее развитие государство выделило $2 миллиарда. Возмущению народа не было предела, люди устраивали пикеты и протестовали против клонирования и против тираннозавров. Причем больше всего негодовали жители Индии, которые считали, что именно в их стране располагался ареал обитания этих животных, поэтому их и следует вернуть на историческую родину.

Первого апреля 1962 г. тысячи шведов натянули на свои телевизоры капроновые чулки и замерли в ожидании. Поверив в то, что, если проделать этот нехитрый ритуал, телевизор из черно-белого превратиться в цветной. Об этом, со ссылкой на ученых, сообщил в новостях днем ранее технический эксперт единственного в то время телеканала страны Кьель Стенсон. Очевидцы утверждали, что он даже показал, как это нужно сделать.

В 1995 г. журнал Discovery опубликовал заметку о том, что итальянский биолог Април Паццо обнаружил в Антарктиде доселе неизвестный вид червей, на головах которых располагались костяные пластины, способные разогреваться до высокой температуры и позволять существам быстро передвигаться под толщей льда. Здесь же подтвердилась причастность нового вида к исчезновению на материке в 1837 г. исследователя Филиппа Пуассона. Жаркоголовые черви-сверлильщики растапливают лед под пингвином и ждут, когда тот провалится в яму, после чего пожирают его. Возможно, Пуассон, занимавшийся исследованием жизни пингвинов и пропавший некогда без вести, мог стать жертвой коварных существ, так как в своей одежде был очень похож на пингвина. Число откликов на статью превысило все полученные за время существования журнала.

И это, кстати, не единственная шутка, в которой задействованы пингвины. Первого апреля 2008 г. британский телеканал BBC показал ролик, совершивший переворот во многих научных умах. Со словами "Вот они - капризы эволюции" ученые из популярной программы Miracles of Evolution показали, как пингвины, сделав несколько энергичных взмахов крыльями, поднимаются в воздух. Причем явлению этому нашлось простое объяснение: птицы улетают из Антарктиды из-за ухудшения погоды. Кстати, летать пингвины научились очень просто - с помощью компьютерной графики.

На телеканале ВВС, кстати, всегда работали любители подшутить над народом люди. Известна история, как 1 апреля 1976 г. известный британский астроном Патрик Мур рассказал в эфире об уникальном космическом явлении. По его словам, около 10:00 Плутон должен был пройти строго позади Юпитера, что, в свою очередь, вызовет уменьшение земного притяжения. А чтобы прочувствовать это, астроном рекомендовал подпрыгнуть на месте ровно в 09:47 и почувствовать зависание. Что слушатели и сделали, после чего стали звонить на радиостанцию, чтобы рассказать о своих ощущениях. Говорят, одна женщина и вовсе рассказала, что летала по комнате вместе с друзьями.

Не отстает от коллег и известный своими розыгрышами журнал Discovery. Например, в 1996 г. на его страницах сообщалось о сенсационном открытии: ученые случайно обнаружили новую элементарную частицу - бигон. Время ее существования составляет миллионные доли секунды, а при материализации она обретает размеры мяча для боулинга.

В 1999 г. в авторитетном издании National Geographic выходит заметка о новом виде реликтовых ископаемых - "археорапторах". Этим окаменелостям триасового периода с письменами на древнеарамейском немецкий ученый Иоанн Берингер посвятил целый научный труд, опубликовав в журнале. И только после этого выяснилось, что это был розыгрыш, который устроили коллеги-шутники Берингера, подбросив ему "микрораптор" и несколько других организмов.

А несколькими годами позже, возмущенный тем, какую "ахинею" порой публикуют научно-популярные журналы, известный физик и математик Алан Дэвид Сокал написал для издания Social Text "научную" статью, содержащую полностью вымышленное содержание, не имеющее ничего общего с реально существующими научными открытиями. Журнал издал материал, после чего Сокал потешил самолюбие и рассказал всем о розыгрыше.

В 2007 г. новозеландские ученые из Института ветеринарной климатологии объявили в одной из местных газет: причина глобального потепления вовсе не в том, что в атмосфере накапливается углекислый газ. А в том, что в Новой Зеландии падает рождаемость овец, из-за чего их стада существенно сокращаются. Дело в том, что белые овцы хорошо отражают солнечный свет, препятствуя тем самым нагреванию планеты. Следовательно, чем их меньше, тем на Земле теплее.

К сожалению, не каждый может похвастаться хорошим чувством юмора и адекватно отреагировать на шутку. Известна история, как 31 марта 1941 г. в филадельфийском институте Франклина был выпущен пресс-релиз, подхваченный впоследствии радиостанциями. Сообщалось, что 1 апреля в 15:00 наступит конец света, причем акцентировалось внимание на том, что это вовсе не шутка. Публика запаниковала, ученые стали оправдываться, что никогда никаких предсказаний не делали, и вскоре виновник розыгрыша был найден - им оказался пресс-агент, незамедлительно уволенный с работы. Дошутился.

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы