Труд предлагают вернуть в школы

Общественная палата РФ намерена добиваться возвращения предмету "Технология" старого названия, а также включения "Труда" в число обязательных предметов

В Общественной палате прошли слушания, по итогам которых ОП направила в Минобрнауки РФ рекомендации по возвращению предмета "Технология" (бывшего советского "Труда") в число обязательных. Предметом по выбору "Труд" стал еще в 1994 г., тогда же его переименовали в "Технологию и предпринимательство".

В Общественной палате считают: пришла пора пересмотреть как название, так и статус предмета. Предполагается, что на реанимированных уроках труда учить будут не какой-нибудь популярной ныне робототехнике или работе на компьютере: дети, как в старые добрые советские времена, займутся "созданием материальных объектов с использованием ручных и электроинструментов и оборудования и таких материалов, как дерево, металл, бумага, глина, ткань, пищевые продукты". То есть девочки станут варить щи, мальчики - работать на станках.

В Общественной палате готовы даже переплюнуть советский опыт и воспитывать вместе с любовью к труду любовь к своим исконным корням: девочки будут шить не просто юбки, а национальную одежду. Варить не просто щи, а "национальную еду".

В центральной России шить будут русский сарафан. В Татарстане - татарскую одежду. Правда, пока не понятно, что будут шить татарские дети, которые живут и учатся, например, в Москве?

В Общественной палате уверены: в наше время, когда ставится вопрос о патриотическом воспитании, вернуться к "Труду" самое время. Школы обяжут снова закупать станки, плиты и швейные машинки. Тем более что старые давно сгнили и отправились на помойку.

"Как только заявили о вариативности стандартов в 2004 году, это привело к развалу, - привел пример учитель технологии Игорь Прокопчук. - В стандартах появилась надпись: технология преподается в зависимости от оснащенности школы и потребностей региона. Когда учитель требовал у директора материальную базу, ему говорили: зачем тебе станки? Ну ты же можешь преподавать и то, и это".

Немало программ по обучению по предмету "Технология" сегодня предлагают вместо щей, юбок и станков обучать школьников работе на компьютере. Такие программы привлекают школы, прежде всего, своей дешевизной - для такого обучения классу нужно всего лишь 12 компьютеров: этого добра в школах сегодня навалом. Не надо тратить государственные деньги на плиты, швейные машинки, станки и так далее.

В других школах на уроках технологии преподают робототехнику. "Главная фишка сегодня в школах на уроках "Технология" - 3D-принтеры. На них просто помешались! Сейчас это очень модно - давайте в школах обучать нанотехнологиям! В пятом классе школьники сидят и обсуждают, как посадить абстрактный спутник на какой-то абстрактный пункт в космосе", - рассказал учитель информатики и труда Глеб Мочалов.

Всей этой неразберихе в ближайшее время, похоже, положат конец - в проекте нового преподавания труда (технологии), направленном в Минобразования Общественной палатой РФ, "Труд" подразумевает три основных "практически-важных направления": "Индустриальные технологии", "Технологии ведения дома", "Сельскохозяйственные технологии".

По мнению авторов проекта, в стране кризис технологического образования: действительно, ракеты падают, и даже нашумевший танк "Армата", еще не выйдя в серийное производство, уже успел сломаться и уступить китайским танкам по маневренности, боевой мощи и по цене.

Возвращение в школы труда в качестве обязательного и стандартизированного предмета поможет стране в подготовке инженерно-технических кадров: школьники полюбят труд, захотят идти учиться кто на слесаря, кто на инженера, сообщили на слушаниях авторы рекомендаций.

"Это не только основа будущей самостоятельности детей, но и возможность познакомиться с рабочими профессиями", - выразил уверенность член Комиссии ОП РФ по развитию науки и образования Роман Дощинский.

"На уроках труда дети будут учиться проектировать изделия и обрабатывать материалы, это целая культура преобразующей деятельности... Ребенок, который не работал своими руками с материалами, вряд ли проявит интерес к инженерному делу", - добавил профессор Юрий Хотунцев.

Сторонники возвращения "Труда" полагают: гречневая каша и щи подвигнут школьников поступать в пищевой институт. Сошьют дети фартук - пойдут швеями и модельерами. Недавно, например, в Питере состоялось модное дефиле, на котором съехавшиеся со всей страны школьники представили свои модели одежды.

Выбор читателей