Мир очень скоро заплачет по доллару

Страх перед стремительным уходом американской валюты с глобальных рынков толкает их участников на ее закупки. Однако сделать это впрок в условиях глобальной смены правил игры вряд ли возможно

С момента всенародного голосования на выборах в США, в результате которого президентом единственной в мире сверхдержавы стал Дональд Трамп, американский доллар демонстрирует неудержимый рост по отношению к основным мировым валютам.

Фото: Pascal Deloche/ Global Look

Так, индекс ICE Dollar Index, отражающий стоимость доллара к корзине из шести валют, уже достиг своего максимума с начала 2003 г., подскочив со дня голосования на 3,5%.

Что же происходит с американской финансовой системой и почему доллар растет на фоне победы кандидата, которому с неизменным постоянством приписывается роль разрушителя не только американской, но и глобальной экономики?

Четкого и однозначного ответа на этот вопрос не существует. Скорее, ответов может быть сразу несколько, и все они будут достаточно разными.

Фактическая победа Дональда Трампа на выборах, в которую, как и в пресловутый Brexit, подавляющее большинство экспертов не верило до самого последнего момента, становится свидетельством тектонических изменений, происходящих во всем современном мироустройстве. Идущие один за другим и Brexit, и Трамп свидетельствуют о том, что закат эпохи глобализации состоялся. Неолиберальная модель мирового устройства, сложившаяся после Второй мировой войны и приведшая после распада СССР к формированию американоцентричного мира, изжила себя полностью.

В финансовом плане это будет означать довольно быстрое крушение системы, центром которой на протяжении десятилетий являлась главная "долларовая фабрика" мира - США. Американский доллар в скором времени попытается разменять свой глобальной статус на статус национальной валюты США. По крайней мере, это является одним из главных пунктов экономической программы Трампа, и нет сомнений в том, что он попытается его реализовать.

Именно здесь и стоит искать причины будущих неприятностей мировой, а вместе с ней и американской экономик. Одним из ключевых моментов в программе Трампа является возврат американских инвестиций и вложений из-за рубежа на родину. Доллар, на протяжении десятилетий игравший роль крови мировой экономики, по мнению избранного президента США, должен вновь стать прежде всего американской национальной валютой. И именно понимание того, что репатриация американских капиталов при Трампе окажется неизбежной, является сегодня основной причиной массовой скупки американской валюты на мировом финансовом рынке.

Сегодня укрепление доллара происходит на ожиданиях выкачивания Трампом долларовой ликвидности из мировой экономики. Это, в свою очередь, грозит опасностью для целого ряда развивающихся стран, накопивших порядка $3 трлн долгов, а вместе с ними и кредитующих их банков.

Эффект домино кажется очевидным: нынешний рост курса доллара на ожиданиях увеличивает кредитное бремя подобных стран; международные банки-кредиторы вынуждены рефинансировать долги по более высоким ставкам; и все это ведет к росту риска невозвратов и дефолтов. А следствием становится сокращение долларового предложения, ведущее к глобальному дефициту долларов.

Ожидаемый в связи с приходом Трампа рост государственного протекционизма и сокращение глобального оборота капиталов являются угрозой для еще одного важного механизма глобального финансового регулирования - своп-линий между мировыми центробанками. Их суть заключается в том, что ФРС США (обладающая широкими эмиссионными возможностями) потенциально неограниченно кредитует ведущие центробанки мира, включая ЕЦБ, Банк Японии и другие.

До последнего времени свопы оставались единственной действенной системой, обеспечивающей переток ликвидности в мировом финансовом пространстве. По сути, она являлась неким подобием кровеносной системы, обеспечивающей кровью (долларами) все основные "органы" мировой финансово-экономической системы. Именно благодаря свопам мировая экономика смогла сравнительно успешно выбраться из финансовой ловушки кризиса 2008 года.

Приход Трампа с его идеями "национализации" доллара означает, что подобное "кровообращение" отныне будет осуществляться лишь по "малому кругу", то есть преимущественно внутри США.

С приходом Трампа это стало ясно как белый день для подавляющего большинства финансистов. Поэтому именно страх перед стремительным утеканием доллара с глобальных рынков толкает их участников на закупки американской валюты. Последствия этой истерии можно наблюдать по последним котировкам доллара по отношению к ведущим мировым валютам.

Впрочем, закупиться долларами впрок в условиях глобальной смены правил игры вряд ли возможно. А это значит, что от потрясений нынешнему миру уже никуда не уйти. Но это уже совсем другая история.

Выбор читателей