Кибервойска заменят спецназ и разведку

Пентагон мечтает, чтобы в их кибервойсках работали русские хакеры, но патриотизм заставляет идти талантливых программистов в ФСБ или Минобороны. Число хакеров в погонах постоянно растет и вскоре может вывести кибервойска в элитный род войск, наравне с ВДВ

Уходящий 2016-й можно по праву назвать годом создания и развития нового рода войск в армиях мира - кибервойск. На рубеже 2015-2016 гг. такие державы, как Китай, Германия и Франция, официально объявили о создании и начали формирование штабов и войсковых подразделений, отвечающих за безопасность в интернете.

Фото: Global Look

Хакеры в погонах

В середине декабря 2016 г. министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан объявил о создании в январе 2017-го киберкомандования численностью 2,6 тысячи военнослужащих. На первом этапе - до 2019 г. - финансирование составит  1 миллиард. Задачи французских хакеров в погонах не будут отличаться от задач их коллег из других стран. Прежде всего это защита информации на военных и государственных сайтах, защита таких структур, как финансовые, энергетические учреждения, от атак хакеров, идентификация уязвимых мест в сетях, а также информационно-наступательные действия в виде кибератак. Процесс формирования шел весь 2016 г., поэтому в январе произойдет финальное введение командования в штатную структуру Минобороны. Кибергруппа будет состоять из четырех отделов: отдел защиты компьютерных сетей, центр анализа оборонительной тактики, отдел наступательных операций и резервное подразделение. Штабом будет Объединенное командование компьютерного управления под руководством вице-адмирала Арно Костилье. Войсковая кибергруппировка создается за счет объединения подразделений ВС Франции, занимающихся информационной защитой. К 2019 г. планируется увеличить численность до 4,6 тысячи военнослужащих. Как отметил министр обороны Ле Дриан, новый род войск нужен для отражения возможных угроз со стороны государств, имеющих кибервойска. Военные эксперты Франции уверены, что министр имел в виду Москву, которую не раз обвиняли в мощных кибератаках на информационные системы других государств. По их оценкам, французские подразделения еще не соответствуют российскому уровню.  

Годом ранее, 31 декабря 2015-го, Китай озвучил официальное принятие нового рода войск для защиты информационного пространства. Весь 2016 г. шло активное развитие и формирование кибервойск КНР. Наряду с ракетными войсками в рамках стратегической поддержки были созданы кибервойска, космические и РЭБ-войска. Взаимодействие кибервойск с РЭБ-войсками позволит контролировать виртуальное и электромагнитное пространство на поле боя. Нейтрализовывать "умную" экипировку солдат, вводить вирусы и дезинформировать в ходе боев. Собирать с планшетов вражеских офицеров данные для анализа и корректировки своих сил. Это важный шаг в общей стратегии, способный повысить качество связи при совместных операциях различных родов войск.

К лету 2016 г. концепцию кибербезопасности для созданного в начале года нового рода войск разработало и Минобороны ФРГ. Ранее за кибероборону отвечало МВД, отныне эти функции возьмет на себя отдельный штаб Минобороны. Пока новые кибервойска будут состоять из 15 тысяч военнослужащих и гражданских сотрудников бундесвера, специализирующихся на информационной безопасности. Последней каплей стала хакерская атака на бундестаг Германии, отметила министр обороны Урсула фон дер Ляйен. "Мы не начинаем с нуля, но хотим собрать воедино профессиональные знания и компетенцию в этой сфере и более эффективно их применять", - сообщила немецким журналистам глава оборонного ведомства. По данным информационного агентства DРА, ежедневно сети ФРГ подвергаются от 2,5 до 6,5 кибератак.

Пентагон в роли догоняющего

Официально считается, что США стали пионерами в создании киберподразделения в 2007 году. Осенью было создано "Кибернетическое командование Военно-воздушных сил США" на базе Барксдейл. Но, по мнению западных военных аналитиков, американцам пришлось догонять Россию после событий весны 2007 г. в Эстонии. Стремление прибалтийских властей перенести памятник советским солдатам из центра города на военное кладбище перерос в международный скандал. МИД РФ вручил ноту протеста послу Эстонии, а прокремлевское движение "Наши" провело митинг возле посольства в Москве. Именно в тот момент произошла массовая атака на сайты президента, премьер-министра, госучреждений и финансовый сектор Эстонии. Сайты были обрушены на несколько недель. Один из банков потратил €10 млн на восстановление данных. А на странице партии власти хакеры разместили обращение, с которым должны были выступить руководители страны и попросить прощения у русского населения Эстонии, а также вернуть памятник. Школа международных отношений США Elliot School of International Affairs в своем докладе назвала атаку "первой мировой кибервойной". Следующую атаку, уже в ходе боевых действий, западные специалисты приписывают России в ходе грузино-осетинского конфликта. Вновь были атакованы сайты правительства, банков, транспортных и телекоммуникационных компаний. На личном сайте Михаила Саакашвили появилась карикатура, сравнивающая президента с Гитлером. 

После этого США всерьез озаботились созданием кибервойск. Безусловно, атака на Эстонию была воспринята как кибератака на НАТО. В июне 2009 г. министр обороны Роберт Гейтс приказал создать Кибернетическое командование армии USCybercom. С мая 2010 г. новый род войск начал полноценно функционировать. Киберкомандование объединило управления и бригады разведки, связи. Помимо них, в киберармию вошли 10-й флот ВМС, 24-я воздушная армия и кибернетическое командование корпуса морской пехоты. Всего получилось 12 управлений, бригад и других подразделений.

Сразу после формирования USCybercom опробовал свои силы в июне 2010 г. на Иране, считают аналитики по кибербезопасности. В компьютерную сеть фабрики по обогащению урана в Натанзе проник вирус Stuxnet, что привело к повреждению 1000 центрифуг. По оценкам экспертов, атомная программа Тегерана была отброшена на два года назад. Ранее кибератаками во время боевых действий приходилось заниматься АНБ. Например, в 1998 г. в ходе операции НАТО и США против Югославии были взломаны сети систем ПВО и системы контроля воздушного движения страны.

Патриотичные кибервзломщики

По мнению экспертов, Россия до 2012 г. предпочитала использовать киберспециалистов со стороны либо обходиться силами 8-го центра информационной безопасности ФСБ. В 2013 г. Владимир Путин потребовал повысить уровень информационной защиты и эффективность парирования атак. Это удачно совпало с заявлением Сноудена о нелегальных слежках спецслужб США. Осенью 2013-го Сергей Шойгу сравнил кибероружие с ядерным по массовости поражения и глубине проникновения. Как отметил директор института политического и военного анализа Александр Шаравин, Минобороны получало предложение создать командование кибервойск еще 10 лет назад. Вероятно, в геополитическом плане на тот период это было не актуально, но что работы велись на неофициальном уровне, можно судить по результатам 2007 и 2008 годов. С 2013-го началась серьезная подготовка кадров за счет создания "научных рот" и привлечение IT-специалистов из вузов на службу в Минобороны. Новосибирский технический университет (НГТУ) проводил набор в научную роту ЦНИИ МО РФ в Сергиевом Посаде для "применения суперкомпьютерных технологий". В сентябре 2015 г. Минобороны открыло кадетскую школу IT-технологий, а тремя месяцами позже Военную академию связи окончили первые спецназовцы информационной безопасности из научной роты.

Еще раньше, в 2014 г., при Минобороны создали Центр специальных разработок, который искал по вакансиям выпускников технических вузов. В вакансии указывалось, что центр ищет специалистов с хорошими знаниями в области анализа исходных кодов различных программных продуктов для интересной работы в области ИБ. Сотрудник получает форму допуска №3 с уведомлением при выезде за рубеж и зарплату до 120 тыс. рублей. Местоположение офиса указывалось "в тихом районе - у реки на севере Москвы". Это район Ленинградского шоссе, где находится несколько оборонных предприятий. По оценкам экспертов кибербезопасности, Центр смог переманить около сотни специалистов из частных компаний по всей стране. Аналитик международной компании по сетевой безопасности Кен Дюгем отмечает, что русские хакеры имеют самую высокую котировку в мире для спецслужб. По его словам, они лучше всех умеют заходить и выходить, не оставляя "ни паучьей нити, ни следа копыт". Основным коньком русских хакеров стала "уязвимость нулевого дня", когда у разработчиков отсутствует время на исправление недостатков в ПО. То есть наши хакеры не ломают, а находят "окна" и "двери", чтобы войти в систему, зайти и нигде не засветиться. Спецслужбы США стараются привлекать русских хакеров, но высокий уровень патриотизма чаще приводит киберпреступников в ФСБ или Минобороны, где им могут простить нарушения за службу Отечеству.

Выбор читателей