Германия и Китай поборются за скоростные поезда России

Немецкие компании, узнав о железном "Шелковом пути" через Россию, забыли о санкциях и попросились в проект. Но Германии придется сразиться с Китаем, освоившим технологию производства ВСМ

РЖД в 2017 г. запустит проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань, которая станет частью будущей Евразийской скоростной магистрали, соединяющей Китай, Россию и Западную Европу. Помимо китайской стороны, интерес к отечественному проекту высказал немецкий консорциум, готовый вкладывать деньги и привлекать инвесторов.

В Китае ВСМ - дело обыденное. Фото: Jiang Wenyao/ ZUMА/ Global Look

Первая в России "грузовая" ВСМ позволит поездам преодолевать расстояние до Татарстана за 3,5 часа вместо 14. Общая стоимость магистрали протяженностью 756 км обойдется в 1,07 трлн рублей. 

Проект решено развивать вместе с китайскими инвесторами, поскольку участок ВСМ Москва - Казань должен стать частью высокоскоростной магистрали Москва - Пекин, а в дальнейшем частью "Шелкового пути", связывающего Китай с рынками Европы и Ближнего Востока. По словам президента РЖД Олега Белозерова, первая линия может быть запущена уже в 2022-2023 годах. Китай готов выделить кредит в объеме 400 млрд руб. на 20 лет и еще 100 млрд руб. внести в качестве партнерского взноса в уставной капитал проекта. Правда, представители РЖД не сообщают, под какой процент они готовы заимствовать. В целях быстрой окупаемости участка было решено запустить сначала не пассажирские, а грузовые поезда из специальных 12 вагонов. Они смогут перевозить до 600 т на скорости 350 км/час. В целом ВСМ будет рассчитана на разгон до 400 км/ч, но уже для пассажирских составов.

Западные компании, узнав о проекте, забыли о санкциях и начали предлагать свои услуги по участию, а также захотели войти в проект на правах инвесторов. Консорциум "Немецкая инициатива" предложил РЖД €2,7 млрд от Deutsche Bank, а также обещал привлечь еще €800 млн от различных европейских инвесторов. В консорциум входят производители линии скоростных поездов (Siemens), Deutsche Bahn (аналог нашей РЖД) и Deutsche Bank. Немецкой стороне придется конкурировать с китайскими партнерами за долю в этом проекте, который обещает вырасти до транснационального. Несмотря на то что Siemens является лидером в Европе по внедрению ВСМ, Китай смог быстро освоить технологии и создать самую протяженную линию ВСМ в мире. Реализованный в КНР проект скоростной магистрали сопоставим по масштабу со строительством Великой китайской стены. Сегодня протяженность "Великой китайской магистрали" составляет 19 тыс. км, что больше линий ВСМ в Японии и Европе вместе взятых. А к 2020 г. ее длина достигнет 30 тыс. километров. Общий объем инвестиций составил $300 миллиардов.

Для Китая крайне важно участие в иностранном проекте, потому что ранее Поднебесной не удавалось экспортировать свои технологии. Если концессия с РЖД окажется успешной, то авторитет КНР как производителя высокоскоростных магистралей в мире значительно возрастет и даст толчок к американским проектам. В то же время нынешний лидер - Siemens - понимает угрозу своей монополии и стремится ограничить участие Китая, демонстрируя перед Россией свои компетенции. В начале 2014 г. немецкая компания подготовила для РЖД развернутую презентацию создания новой сети ВСМ на участке Москва - Казань. Особо было выделено внедрение качественной контактной сети. При строительстве новой магистрали самым важным элементом является не безбалластное железнодорожное полотно, а контактная электросеть. Для нее требуется создание инфраструктуры подстанций и трансформаторов на протяжении всего участка пути, производство элементов сцепки сети с поездом. Причем столь сложные климатические условия, как в России, требуют больших усилий и компетенций, чем при создании аналогичной сети в Италии или Испании. Тем более если речь идет о контактной сети КС-400 для движения поездов со скоростью 400 км/час. В Европе планка скорости поднялась до 350 км/ч только в 2009 г., а магистрали для поездов в 400 км/ч сегодня есть только в Японии и Корее.

РЖД впервые заговорили о проекте ВСМ в 2014 году. Тогда планировали запускать пассажирские поезда по новой линии, но посчитав активность миграции населения внутри страны, поняли, что проект очень долго не окупится. Поэтому в 2015 г. созрело решение сделать первые поезда грузовыми. Также изначально рассчитывалось, что проект поддержит заказами отечественную промышленность. На стадии строительства будет создано 375 тыс. рабочих мест, а заказ на поставку строительных материалов оценивается в 270 млрд рублей. Однако при активном участии Китая все подряды могут оказаться в руках China Railway Eryuan Engineering Group. Во всех иностранных проектах, где китайская сторона отвечала за инжиниринговую часть, строительство велось "под ключ". Но условия проекта Москва - Казань не озвучиваются. Возможно, потому, что еще нет договоренности о подрядчиках и распределении работ между российской, немецкой и китайской сторонами. До сих пор не очень понятно, как стороны планируют делить российский проект, поскольку работают в одной нише. Можно предположить, что разделение пройдет не по видам работ, а по участкам трассы. Например, Москва - Нижний Новгород достанется Siemens. Напомним, что скоростная трасса будет проходить через города: Москва - Владимир - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань. Время в пути между Нижним Новгородом и Казанью сократится в семь раз с 10 часов 30 минут до 1 часа 30 минут.

Ранее гендиректор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян предполагал, что европейцы захотят присоединиться к проекту. У России сегодня нет иного выхода, поскольку мы не обладаем собственными проверенными технологиями строительства ВСМ. Китай за последние 7 лет добился большого прорыва в производстве и разработке скоростных дорог, но в то же время российской стороной не изучен вопрос качества китайских ВСМ, готовность технологий к внедрению на территориях с низкими температурами и осадками.

Еще одним немаловажным моментом остается вопрос окупаемости грузовых перевозок. Доставка на скоростных "товарняках" может сделать услуги логистов "золотыми", что скажется на стоимости продукции. По мнению экспертов, в Европе и мире грузовые поезда на ВСМ не получили развития исключительно по причине невостребованности из-за дороговизны. РЖД также не представили бизнес-план окупаемости проекта. На сегодня ни одна логистическая компания не озвучила интерес к ВСМ. С другой стороны, шанс заполучить стальной "Шелковый путь" через Россию крайне привлекателен. Общая протяженность дороги может составить 7 тыс. км и обойдется по предварительным оценкам в $250 миллиардов. К слову, расчетная стоимость уже выглядит весьма высокой, если сравнить с китайской ВСМ. На участок длиной 19 тыс. км Поднебесная потратила $300 миллиардов. То есть почти в три раза меньше.

Выбор читателей