Налоговое бремя будет перенесено с бизнеса на население

Налоговый маневр, который разрабатывается в правительстве, может вызвать падение доходов и рост цен. Решиться на него оно сможет только после выборов 2018 года

Как собрать больше налогов - эта задача активно обсуждается в экономическом блоке правительства. От налогового маневра, на который российское правительство решится, по-видимому, только после выборов 2018 года, чиновники Минфина и Минэкономразвития ждут позитивных результатов, он опасаются негативных последствий.

Фото: Артем Геодакян/ ТАСС

Опросив свои источники в министерствах экономического блока, а также в Центре стратегических реформ Алексея Кудрина, газета "Ведомости" рассказала, о чем спорят разработчики. Общий вывод заключается в том, что налоговую нагрузку на население можно и нужно повышать. Поэтому ставка подоходного налога (налог на доходы физических лиц, НДФЛ) должна вырасти. Кроме того, вырастет налог на добавленную стоимость (НДС), который присутствует в ценах любых продуктов и услуг. В качестве "морковки" предполагается освободить от НДФЛ работников с низкими зарплатами. Но у других доля изымаемого заработка заметно вырастет.

О реформе существующей налоговой системы говорить начали еще в прошлом году. Тон задали политики левого толка, потребовав введения прогрессивной шкалы налогообложения. В ноябре выяснилось, что прогрессивный налог в правительстве обсуждается, а в декабре в своем ежегодном обращении президент поручил к концу 2017 года подготовить предложения по всей реформе налогообложения. Она должна стать частью реформ для ускорения экономического роста в 2018-2024 году.

Однако с того времени в СМИ выплеснулись дебаты о реформе пенсионной системы, о налогообложении самозанятых. Поэтому сегодня в правительстве обсуждается, по-видимому, более широкий круг проблем, который включает не только налоги на граждан, но и налоги, которые платит бизнес. В этом месте, как правило, вступают объединения предпринимателей, Торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и предпринимателей, которые ратуют за ограничение налоговой нагрузки на бизнес.

Поэтому фискальная нагрузка на предпринимательское сообщество, как следуют из сообщений источников, будет снижаться. В частности, предлагается снизить уровень страховых взносов, которые идут на медицинское страхование и выплату пенсий.

Так, в Минфине обсуждается повышение НДФЛ с 13% до 15%, которое будет компенсироваться снижением с 30% до 21% страховых взносов - их платит работодатель. При этом поступления от НДФЛ примерно поровну будут делиться между местными и федеральным бюджетами.

В свою очередь Минэкономразвития предлагает повысить НДФЛ до 15%, а еще повысить ставку НДС с нынешних 18% до 21%. Что касается страховых взносов, то их ставку тоже предполагается понизить до 21%.

При этом источники предупреждают, что данные предложения обсуждаются только на экспертном уровне. "Ни в правительстве, ни у президента маневры со взносами, НДС и НДФЛ не обсуждались", - приводит газета слова одного из них.

И чем больше налогов охватывают дебаты, тем сложнее становится просчитать последствия. Тем более, что прогрессивная шкала подоходного налога в России уже существовала и оказалась плохо администрируемой. Другими словами, много денег собрать не удавалось, и только введение плоской 13-процентной ставки НДФЛ позволило уверенно наполнять и региональные, и федеральный бюджет.

Еще больше сомнений вызывает повышение НДС, которое неизбежно повлечет за собой рост цен. Кроме того, понижение ставок страховых взносов поставит на грань выживания и без того страдающие от недофинансирования систему здравоохранения, а также пенсионную систему.

Однако источники предупреждают, что данные предложения обсуждаются только на экспертном уровне. "Ни в правительстве, ни у президента маневры со взносами, НДС и НДФЛ не обсуждались", - приводит газета слова одного из них.

Эксперты предполагают, что эксперименты с НДФЛ чреваты возвращением серых схем выплаты зарплат. Уже сегодня теневой сектор может составлять около 5 трлн рублей, и с этим соглашаются и в Минэкономразвития, и в Минфине. Раньше были распространены схемы с участием банков и страховых компаний, когда часть заработной платы оформлялась как, к примеру, выплата процентов по вкладу.

Но сегодня появились новые уловки. Так, многие работодатели предлагают своим сотрудникам регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей на упрощенной системе налогообложения. При этом работник платит только 6% с доходов, а работодатель экономит на страховых взносах. Кроме того, с нежелательным работником очень просто расстаться, просто не продлив с ним договор.

Выбор читателей