Мечте Меркель не суждено сбыться

Канцлер Германии вряд ли сможет путешествовать по Транссибу

Сможет ли Ангела Меркель осуществить свою поездку мечты по Транссибу?

Как-то поздней осенью в далеком 1794 г., отмечая очередной военный успех войск Суворова на берегах Вислы, русские солдаты пили спирт из местной аптеки и предложили выпить проходящему мимо ветеринару немцу. Но, после испития сего напитка в объеме фужера, алеманн занемог и дух испустил. После доклада о сем событии Александр Васильевич и произнес крылатую фразу: что русскому добро, то немцу шмерц. 

Возвратимся к нашим дням. Во время своей избирательной кампании Ангела Меркель заявила о том, что мечтает проехать по Транссибу. В РЖД ей ответили, что постараются сделать все возможное, чтобы у канцлера Германии от "поездки мечты" остались самые приятные и яркие впечатления, напоминает "Собеседник".

Но может ли сегодня наша "железка" похвастаться достаточным уровнем безопасности движения? К огромному сожалению и по однозначному мнению экспертов, нет. Причиной сложившейся ситуации стал прежде всего невероятно высокий – 70%-й – износ инфраструктуры, недостаточное финансирование и, главное, отсутствие желания эту ситуацию изменить. 

С начала этого года Госжелдорнадзор зафиксировал на железнодорожном транспорте России около 27 тыс. нарушений и выдал более 1,6 тыс. запретов на эксплуатацию подвижного состава и технических средств. Число пожаров на локомотивах РЖД возросло в 2017 г. до 58 случаев. ЧП на железной дороге случается фактически каждый день. Разумеется, стало больше пострадавших и погибших, их число в 2017 г. уже превысило 170 человек. 

Жертвами только одного столкновения поезда с автобусом под Владимиром стали 19 человек, еще 12 получили травмы. О том, что эта катастрофа не случайность, а следствие системного кризиса в системе безопасности железнодорожного сообщения, говорит тот факт, что день в день с той аварией, с разницей лишь в пару часов, в Воловском районе Тульской области с рельсов сошла половина грузового состава из 52 вагонов.  

Знала бы Ангела Хорстова всю эту невеселую статистику! Насчет "ярких" впечатлений от поездки – спору нет, а вот что касается "приятных", это уж как состав повезет. 

Не так давно в Прикамье пассажирам электрички пришлось самостоятельно выталкивать с переезда застрявший на железнодорожных путях автомобиль. Хорошо еще, что электричка успела вовремя остановиться. "На Свердловской железной дороге, к которой относится и пермский участок, за девять месяцев зафиксировано более 1200 подобных случаев и четыре ДТП", – сообщает пресс-служба РЖД.

На железных дорогах сегодня эксплуатируется более 10 тыс. переездов, но работниками РЖД при этом обслуживается лишь пятая часть. Как следствие – целая серия тех самых тяжелых аварий. А ведь при грамотном подходе к вопросам безопасности многих происшествий и жертв можно бы элементарно избежать. Просто нужен системный подход, нужна проверка алгоритмов действий и автоматики, нужно строить новые путепроводы и устанавливать сигнализацию. Конечно, это затратно, но в противном случае мы продолжим расплачиваться за халатность чиновников ценой жизней людей. 

Причина многих инцидентов, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, связана и с неудовлетворительным содержанием пути. По данным Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД", к наиболее серьезным и распространенным рискам относится общая дефектность рельсового хозяйства. За последние пять лет отмечается устойчивая динамика роста изломов рельсов на путях общего пользования: их количество выросло на 14%, достигнув почти 92 тыс. случаев. 

Стоит ли напоминать об ужасном крушении пассажирского поезда Москва – Кишинев близ подмосковной станции Нара в мае 2015 года. Из-за столкновения состава со встречным грузовым поездом погибли шесть человек, еще около полусотни получили травмы. Трагедия произошла из-за деформации рельсов, на участке проводились ремонтные работы, пришло к выводу следствие. Ространснадзор регулярно выявляет нарушения сроков осмотров путей, искажение данных вагонов-путеизмерителей и нарушения в технологии температурного регулирования бесстыкового пути. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта уже несколько лет к ряду указывает РЖД, что государственная монополия содержит свои железнодорожные пути в ненадлежащем состоянии. Ну а воз и ныне там!

На железнодорожных магистралях страны сегодня лежат 80 тыс. дефектных рельсов, три четверти стрелок и две трети устройств автоблокировки работают с истекшим сроком эксплуатации. А земляное полотно, по которому проходят пути на отдельных участках, вообще не ремонтировалось с момента их создания, то есть еще с царских времен. Более 100 лет! Добро пожаловать, фрау Меркель! Ваше путешествие по Транссибу может оказаться недолгим.

Протяженность путей общего пользования с просроченным сроком ремонта возросла за последнее время с 14 тыс. до 25 тыс. км (это почти треть всей длины железных дорог в России). По прогнозам Министерства экономического развития России, этот печальный показатель будет увеличиваться и дальше.

По оценкам Института экономики и развития транспорта, при нынешних темпах реконструкции и модернизации инфраструктуры к 2020 г. протяженность "узких мест" (участков с ограниченной пропускной способностью) на железнодорожной сети России достигнет 19 тыс. км, тогда как еще в 2010 г. она составляла лишь немногим больше 5 тыс. километров. Это значит, что железная дорога медленно, но верно становится удушающим тромбом в венах экономики страны! Ведь такие "тромбы" тяготеют к самым загруженным направлениям железнодорожной сети: на подходах к морским портам, на Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях, в районе Кузнецкого и Минусинского угольных бассейнов. При этом грузооборот по железной дороге в последние годы уверенно растет. По данным Института проблем естественных монополий, грузонапряженность, т.е. интенсивность использования железнодорожной инфраструктуры, достигает 27 тонно-километров на один километр железнодорожных путей. Это на 14,5% выше уровня 2010 года. В итоге амортизационный износ прогрессирует и с каждым годом все больше трещит рельсов, все больше поездов идут под откос. 

В РЖД, конечно, все это знают и понимают. По словам руководителя отдела комплексных исследований Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Павла Терешко, в 2012 г. на модернизацию путей и инфраструктуры РЖД было выделено около 178 млрд рублей. Но затем объем инвестиций упал, причем упал в разы. В 2015-м их сумма составила всего 74 млрд рублей. А в этом году дефицит финансирования составит 85,6 млрд руб. со всеми вытекающими, точнее, разрушающими последствиями. В сентябре на Забайкальской железной дороге сошли с рельсов 14 вагонов не просто с грузом, а с военной техникой. Причина та же – неудовлетворительное состояние пути. В результате оказались повреждены 180 м полотна, а общий размер ущерба превысил 3 млн рублей. Хорошо, что в поезде не было боеприпасов.

"В случае сохранения "узких мест" не будут освоены текущие и перспективные объемы грузов, что может привести к спаду в различных отраслях промышленности и негативно отразиться на экономике страны", – уверен Павел Терешко. Но гибельно это не только для экономики. Износ железнодорожной инфраструктуры является угрозой безопасности перевозок не только грузов, но и в первую очередь пассажиров в дальнем и пригородном сообщении.  


"Месяца три – четыре назад мы даже обсуждали эту проблему на ученом совете института, – рассказал главный научный сотрудник ВНИИЖТ Виктор Богданов. – Изломы рельсов происходят, в том числе, из-за некачественного сварочного стыка. Но главная причина, конечно, непонятная позиция РЖД, которая не хочет эту проблему решать и объективно во всем разобраться. Ну снизили скорость движения поездов до 60 км в час, к чему это привело? Только на этом РЖД каждый год теряет до 4 млрд рублей, – сетует Виктор Богданов. – Сейчас даже полноценных экспертиз причин аварий не делают". 

"Мы уже избавились от старых составов и списали весь хлам, – рассказывает завкафедрой "Вагоны и вагонное хозяйство" Ростовского госуниверситета путей сообщения Олег Ворон. – А вот за качество путей пускай ответят. То, что земля под рельсами плывет – кто виноват? Мы колеса обновляем гораздо активней, чем рельсы".

Так что не только в железнодорожных переездах проблема, нет, не только. И ужесточением наказаний за нарушение там ПДД серьезно ни статистику, ни ситуации вообще не поправишь.

"На железнодорожных переездах я бы сделал штрафы больше, – считает глава думского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев, – но прежде, чем делать больше, нужно на территории России утвердить программу по строительству путепроводов на железнодорожных магистралях на разных уровнях.

А еще надо вкладывать средства в капитальный ремонт путей, в модернизацию всей железнодорожной инфраструктуры. Надо полностью изменить подход к обеспечению безопасности ж/д движения. А до тех пор Меркель лучше в гости не приглашать. Чревато. И для нее, и для международного престижа России.

Конечно, аварии, подобные прошлогоднему столкновению двух поездов в Баварии, случаются и в Германии. Но там их причиной становится человеческий фактор. А у нас? У нас за безопасность на железной дороге отвечает Центральная дирекция инфраструктуры (ЦДИ) ОАО "РЖД", которую возглавляет старший вице-президент Геннадий Верховых. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта неоднократно рекомендовала ЦДИ принять меры, направленные на повышение безопасности движения поездов, на снижение износа инфраструктуры. Необходимо провести экспертизу нормативно-правовых документов по содержанию и ремонту путей. Но в ЦДИ оставили рекомендации государственных надзорных органов без внимания. Во всяком случае, ситуация если и изменилась, то только в худшую сторону.

На недавнем заседании коллегии Ространснадзора было озвучено, что состояние железных дорогах противоречит всем существующим нормам безопасности: "Сверх установленного срока службы эксплуатируется около 23 тысяч инженерных сооружений, из них более 10 тысяч – дефектные". По данным ведомства, основные причины – несоблюдение сроков осмотров и ремонтов путей, нарушение технологии, а также несоответствие скоростей движения фактическому состоянию путей, а все принимаемые ответственными служащими меры "не дают положительных результатов". 

Ространснадзор даже направил начальнику Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Геннадию Верховых прямое предписание с требованием устранить неудовлетворительное состояние инфраструктуры Московской железной дороги. Как выяснилось, общая протяженность ее пути с просроченным капитальным ремонтом составляет 1 тыс. 540 км из общей длины 8 тыс. 900 километров. Для понимания читателей, по Московской дороге курсируют 2 тыс. 500 грузовых поездов и более 200 пар пассажирских, включая высокоскоростные "Сапсаны" и новые электрички "Ласточки". Ненадлежащее исполнение должностных обязанностей со стороны руководства ЦДИ легло в основу расследования, возбужденного по статье 19.6 КоАП, все напрасно. Мещанский районный суд города Москвы, к слову, действующий по месту службы г-на Верховых, по формальным признакам отклоняет уже не первое административное предписание к топ-менеджеру РЖД. То срок происшествия истек, то суть претензий не ясна. Любопытный факт: предыдущий судья Мещанской Фемиды, вероятно, отлично выполнявший свои обязанности, промотирован по службе и теперь "защищает" интересы РЖД в штаб-квартире все той же Московской железной дороги. 

Так что хорошо, конечно, что, демонстрируя гостеприимство, в РЖД предложили прокатить Ангелу Меркель по Транссибу, показав ей русскую провинцию, но один президент к нам в провинцию уже на самолете слетал. Хватит. Подождем с визитом до лучших для РЖД времен.

Но если с канцлером Германии пока все в порядке, то как быть с нашими собственными согражданами, у которых, как у Меркель, нет выбора, для которых путешествия по нашим железным дорогам – не мечта, а необходимость. Кто гарантирует безопасность наших жизней?

Выбор читателей